Ми на зв’язку

Как дела с прозрачными закупками в городах Днепропетровской и Запорожской областей?

Как дела с прозрачными закупками в городах Днепропетровской и Запорожской областей?

Мы проанализировали ситуацию с закупками через Prozorro в городах Днепропетровской и Запорожской области за 2017 год. 

В наше исследование вошли 13 самых крупных городов этих регионов с населением выше 40 000.

Если в больших городах на закупки тратится примерно 50% городского бюджета, то в малых — около 20-25%. Речь идет како о закупках города, так и подчиненных ему коммунальных предприятий.

Если городские власти декларируют курс на экономический рост, то это всегда легко проверить, глядя на прозрачность и открытость для бизнеса городских закупок.

Все закупки делятся на такие группы:
– допороговые — на суммы до 200 тыс.грн. на товары и услуги, и до 1,5 млн. грн. на работы;

 – надпороговые — превышающие пороговые значения из предыдущего пункта 

Надпороговые закупки должны проводиться через систему Prozorro – это определено Законом Украины о публичных закупках.

В больших городах на них приходится до 80% всех закупок, в малых городах — в среднем 45%. 

Для примера, в Днепре в 2017 году таких закупок прошло на 4,8 млрд. грн, а в Запорожье — на 2,4 млрд. грн.

(Более детальную статистику по городам можно посмотреть тут)

Но объявить торги — это только начало.

На многие тендеры – из-за специфических условий или низкой квалификации тендерных комитетов – не приходят участники. В этом случае торги считаются несостоявшимися. 

Мы составили рейтинг городов по проценту открытых торгов, которые состоялись. 

В аутсайдерах тут Павлоград и Запорожье (детали тут).

Но стоит учитывать, что достаточно большой объем денег в закупках уходит на допороговые закупки. 

Городские власти сами решают, как их проводить — через открытые электронные аукционы или нет. 

При этому, если у городских властей есть воля проводить допороговые закупки через процедуру открытых торгов, то экономия для бюджета колеблется от 10 до 15% от общей суммы закупок, а это – ощутимая сумма.

К примеру, в городах Энергодар или Бердянск сумма неконкурентных закупок в год – порядка 80 млн. грн. 

Если бы города они проводили эти закупки по конкурентных процедурам, бюджет каждого города сэкономил бы по 8 млн.грн. 

Этого хватило бы, чтобы поставить 50 детских площадок или, например, отремонтировать школу.

Подобная ситуация и в других городах – процент конкурентных допороговых закупок значительно ниже 50%. 

Самая плохая ситуация в Бердянске, Энергодаре, Каменском (бывш. Днепродзержинск) и Мелитополе — тут процент конкурентных закупок и вовсе меньше 10%, а в некоторых городах близок к нулю. 

Детальнее информацию по этому показателю можно посмотреть тут

По нашему мнению, для изменения ситуации в закупках городов необходимо:
– На законодательном уровне принять решение о снижении суммы, начиная от которой все закупки в обязательном порядке проходят через ProZorro. 

В размерах страны это даст дополнительные 7 млрд. грн в год 

–  Повысить уровень квалификации всех тендерных комитетов.
– Поменять руководство Госаудитслужбы (ГАСУ) и заново запустить работу этого органа. За неправомерную дискриминацию участников и двойные стандарты, которые  практикуют многие чиновники в процессе закупок, нужно реально наказывать!

******
Данная публикация была подготовлена при поддержке Европейского Союзы и Центра демократии и верховенства права (проект «Усиление коалиции РПР») в рамках выполнения проекта «Контроль реформы государственных закупок в Днепропетровской и Запорожской областях», который внедряется ОО «Платформа Громадський Контроль».

 
ПОДІЛИТИСЯ