Орган, на который в год тратится более 600 млн грн, и задача которого контролировать сферу публичных закупок, пока “на отлично” справляется только с функцией презентаций для Кабмина.
Как же им удается бездействовать, но получать зарплату?
Давайте разбираться на примере.
- После принятия в 2015 году Закона о публичных закупках ГАСУ сообщила, что они не могут проверять закупки, так как нет соответствующего порядка, а разработать его некому. Так прошло полтора года.
- В декабре 2017 года принимается Закон 2265-19, в котором наконец прописан порядок мониторинга закупок. Но ГАСУ еще на 10 месяцев оттягивает запуск мониторинга – то под предлогом разработки нормативки, то для тестирования нового функционала.
- В 2019 году во всех регионах наконец начался мониторинг. И что мы видим по факту?
За 3 месяца прошло 2415 мониторингов, из них нарушения зафиксированы и не устранены в 1141 закупке.
Попытались привлечь к ответственности в виде наложения штрафа только в 48 случаях. А реально наложили штраф только в 8 случаях.
То есть даже там, где зафиксированы нарушения, штраф накладывают менее, чем в 1% случаев.
Можно
говорить, что во всем виновато не ГАСУ, а система.
Но из 1141 проведенного мониторинга по личному решению ГАСУ начато 803, что составляет 78% от общего количества. То есть вместо того, чтобы положиться на автоматический отбор, ГАСУ предпочитает выбирать нарушителей в ручном режиме.
Мы все прекрасно знаем, к чему приводит такая практика – к “обилечиванию” бизнеса. Именно для её устранения и была введена система автоматических риск-индикаторов, которыми ГАСУ не особо спешит пользоваться.
Аудиторы за месяц начинают 500-1000 мониторингов, что вроде неплохо, но в пересчете на количество сотрудников, которые это делают, выходит, что один человек за месяц начинает 1-6 мониторингов.
С учетом так низких показателей, наверное, качество мониторингов должно быть высоким?
Но самое печальное, что руководству ГАСУ мы сообщаем каждый месяц о том, что тенденция по проверкам все хуже и хуже, предлагаем различные варианты, но “влада розводить руками”.
Количество выявленных и затем исправленных нарушений каждый месяц падает. А за первые квартал, по результатам мониторингов, наложено 8 штрафов на общую сумму менее 100 000 грн. То есть один аудитор в месяц приносит в бюджет порядка 120 грн за счет штрафов.
Виноваты в этой ситуации, на наш взгляд, руководитель ГАСУ Лидия Гаврилова и ее первый заместитель Александр Шкуропат.
При личных разговорах оказывается, что они считают нормальной ситуацию, когда только в 1% случаев нарушителей привлекают к ответственности.
ГАСУ подчиняется напрямую Кабинету Министров, поэтому долю ответственности за происходящее несёт и премьер Гройсман.
P.S. Мы понимаем, что количество штрафов в идеальных условия не может быть критерием эффективности контролирующего органа, но когда фиксируются тысячи нарушений, и после этого отсутствует реакция, это выглядит как минимум аномально.
P.S.2 Также со стороны аудиторов отсутствует либо очень вяло идет работа по изменению законодательства. Например, в Постановление №631 до сих пор не внесены изменения, чтобы заменить упоминание недействующего с 01.08.2016 Закона “Про государственные закупки”, и это длится уже почти три года.
***
Ця публікація була створена за фінансової підтримки Європейського Союзу. За зміст публікації відповідальність несе ГО «Платформа Громадський Контроль». Зміст публікації не є відображенням офіційної позиції Європейського Союзу.