Ми на зв’язку

ИМИТАЦИЯ БУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ГОСАУДИТСЛУЖБЫ

ИМИТАЦИЯ БУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ГОСАУДИТСЛУЖБЫ

Мы решили разобраться, как государственные структуры приловчились не выполнять законы после их принятия и как они приписывают себе лишние заслуги.

Прочитав годовой отчет Государственной аудиторской службы Украины (ГАСУ), мы обратили внимание на впечатляющие цифры (стр.3) .

Так, по данным ГАСУ, за 2017 год благодаря мониторингу закупок  служба предотвратила нарушений на 16.8 млрд грн: отменено закупок на 15,5 млрд грн и разорвано договоров на 1,3 млрд грн.

Чтобы проверить цифры, мы запросили у аудиторов эту информацию и внесли все данные в публичный модуль аналитики https://bit.ly/prozorro_dasu.

Теперь каждый может сам проверить информацию аудиторов по 1500+ закупкам, на мониторинг которых они ссылаются в своем отчете.

Забегая наперед, скажем, что реальные цифры оказались немного иными.

Так, из задекларированных 16,8 млрд грн якобы предотвращенных нарушений как минимум 7 миллиардов вызывают у нас сомнения.

Присмотримся к этой цифре поближе.

ГАСУ заявило, что разорвано договоров на 1,3 млрд. грн. Оказалось, что аудиторы считали по ожидаемой сумме закупки и не учли, что за счет торгов в ProZorro эта сумма уменьшилась на 256 млн грн.

Более того, по всем этим договорам государство заплатило на момент разрыва 170 млн грн. (ссылка на анализ тут)

Вторая цифра из отчета ГАСУ – 15,5 млрд грн – сумма, на которую аудиторы якобы отменили закупок.

Но по факту оказалось, что к отмененным закупкам в ГАСУ решили отнести и те закупки, которые не состоялись (на 6.63 млрд грн).

Несостоявшейся, в отличие от отмененной, в терминах ProZorro называется закупка, которую не получилось провести. Например, из-за неявки участников или технической ошибки, но никак не из-за вмешательства ГАСУ.

И таких закупок, которые приписаны в актив ГАСУ как отмененные – на целых 6,6 млрд грн. Из них 1.4 млрд грн – закупки, на которые просто не пришло нужное количество участников. На эти закупки общей суммой в 1,4 млрд грн аудиторы не могли повлиять, даже теоретически, так как туда банально не пришли участники.

Если бы процесс мониторинга закупок отображался в ProZorro, то можно было увидеть результативность как всей аудиторской службы, так и конкретных аудиторов. Однако тогда сложно приписывать себе лишние заслуги и лишние миллиарды. 

Для того, чтобы аудиторы запустили мониторинг закупок, в прошлом году был принят Закон 2265-19. Хотя мониторинг должен был заработать сразу, с момента публикации закона, этого не произошло. Почти 8 месяцев аудиторская служба умышленно находит различные варианты, чтобы не начинать мониторинг, не принимая различные нормативно-правовые акты, которые прописаны в законе.

В первые 4 месяца не могли согласовать внутренний документ о форме вывода о мониторинге. 6 месяцев не могли передать в Кабмин правки в 631-е постановление. Почти 8 месяцев не могут согласовать методику автоматических риск индикаторов. Хотя на все эти моменты аудиторской службе отводилось 3 месяца, служба “забила” на закон и живет не спеша.

Мы пробовали говорить с аудитслужбой, писать обращения в Кабинет министров, обращаться к правительству через народных депутатов, на все это мы получили отписки.
Поэтому мы подаем в суд на Кабинет министров и аудиторскую службу за неисполнение закона.

P.S.

По нашей информации, в аудиторской службе рядом людей активно рассматривается “план Б” – на случай, если их таки заставят запустить мониторинг закупок. В этом случае они решили всю информацию о мониторинге публиковать не в ProZorro, а у себя на сайте. А в поля формы мониторинга в ProZorro вставлять ссылки на сайт аудиторской службы. Это позволит, при необходимостио, быстро менять результаты мониторинга закупок. Ведь после некоторых мониторингов закупок могут позвонить из “кабинетов”.


P.S.2.

Возможны неточности в пределах 0,5%, так как мы нашли у аудиторов задвоенную проверку закупок и допускаем, что они могли ошибиться в нескольких цифрах, когда давали нам отчет.

ПОДІЛИТИСЯ