ЯМА НА ЯМЕ
Мы решили разобраться, почему в Украине нет дорог и как скоро они появятся.
ЧТО ПОЧЁМ?
Для активной фазы ремонта дорог был создан и запущен дорожный фонд, он заработал в 2018 году. Он наполняется в основном за счет завезенного либо произведенного бензина/дизельного топлива. Согласно закону в 2018 году на дороги шло 50% дорожного фонда, в 2019-м — 75%, а в 2020-м будет идти 100%.
При этом стоит понимать, что в 2018 году всего в дорожный фонд собрали 66 млрд.грн. (рис.1)
Теперь разберемся, как распределяется дорожный фонд (рис.2):
— 60% денег из него уходит в государственное агентство автомобильных дорог Украины
— 31,5% уходит в структуры Областных государственных администраций
— 5% уходит на безопасность дорог (знаки, разметку и другое).
— 3,5% уходит на дороги Киева.
КОМУ И СКОЛЬКО ВЫДЕЛЯЮТ?
Рассмотрим, как распределялось финансирование Государственного агентства автомобильных дорог Украины: оно отвечает за все основные магистрали, трассы, дороги, как между областными, так и районными центрами.
Проанализируем последние 4 года – 2 года до и 2 года после запуска дорожного фонда. В 2016 году в государственном бюджете Украины на агентство выделялось 13,9 млрд грн, в 2017 — 17,4 млрд.грн, в 2018 г. — 28,3 млрд грн, в 2019 году прогноз — 33,4 млрд. грн (рис.3)
C запуском дорожного фонда, за 2017 и 2019 годы, финансирование увеличилось почти в 2 раза.
Давайте разберем в разрезе 2017—2019 гг., как распределялось финансирование. Каждый год это было три блока: обслуживание кредитов, строительство новых дорог, поддержание старых дорог.
Первый блок. В 2017 году по ранее взятым кредитам отдали 5,3 млрд грн., а в 2019 планируется отдать 8,5 млрд грн (документы за 2017—2018 гг. тут, за 2019 г. тут).
Второй блок — это капитальный ремонт либо строительство новых дорог. Под каждую дорогу в бюджете Украины напрямую прописывается отдельная строка.В основном это очень крупные магистрали, такие, как трасса Киев—Одесса.
В 2017 году на эти цели выделяли 2,2 млрд грн, а в 2019 планируют потратить более 10 млрд грн (документы за 2017—2019 гг. тут)
Этих денег хватит, чтобі начать строить 6-8 дорог, и строят их в среднем 2-4 года.
У нас сразу возникли вопросы.
— По какой логике выбирались дороги для строительства?
— Если дорога межобластная, то почему на одну область деньги могли дать, а на другую — нет?
Если посмотреть на суммарное выделение денег по областям за 2017—2019 гг., то увидим такой условный топ-3:
— Винницкая область: 4,2 млрд грн (20% всех денег за этот период)
— Полтавская область: 2,9 млрд.грн.
— Харьковская область: 2,68 млрд.грн.
При этом в 6 областях за 2017—2019 гг. на капитальные ремонты дорог выделялось меньше 30 млн.грн.
Полную картину по областям можно увидеть на рисунке 4 или в таблице
Третий блок — это деньги на содержание существующих дорог по областям и их ремонт. В 2017 году на дороги по всей Украине выделено 9,8 млрд грн, в 2018 — 10,7 млрд грн, а в 2019 году — 11.8 млрд грн.
То есть на само содержание и текущие ремонты из бюджета Украины после запуска дорожного фонда стало выделяться всего на 15% больше. Этой суммы явно недостаточно, так как между 2017 г. и 2018 г. только инфляция составила более 20% (рис. 5 и рис. 6)
Рассмотрим теперь, насколько равномерно распределялось финансирование по ремонту дорог между областями за 2017—2019 год.
Ниже по ссылке – траты средств, выделенных из бюджета Украины Госагентству автомобильных дорог, в разрезе областей:
Из таблицы видно, что за 3 года в ряде областей существенно уменьшилось финансирование, а в ряде сильно увеличилось. К примеру в Днепропетровской области в 2017 году выделялось 640 млн грн, а в 2019 стало выделяться 440 млн грн. Во Львовской области выделялось 774 млн.грн, а стало выделяться 597 млн грн. В Одесской области падение произошло с 478 до 342 млн грн, а в Полтавской области – с 684 млн.грн до 373 млн.грн.
Если следовать логике, то при распределении денег на поддержание дорог стоит делать привязку к протяженности дорог, которые надо обслуживать агентству в каждой конкретной области. В результате чем больше дорог в области, тем было бы больше финансирование. Тогда бы самое большое финансирование на поддержание дорог получали бы Днепропетровская (протяженность дорог государственного значения 2999 км), Одесская (2801 км) и Харьковская (2298 км) области.
Дороги государственного значения по областям – ссылка
Исходя из цифр за последние 3 года получается, что распределение финансирования по областям происходит в “ручном режиме”. И если местный начальник кому-то нравится, то увеличивают финансирование, а если нет, то уменьшают.
Если бы финансирование выделялось пропорционально протяженности дорог в области, то на Днепропетровскую область приходилось бы 818 млн грн вместо 440, на Одесскую — 770 млн грн вместо 342 млн.грн., а на Харьковскую — 644 млн грн вместо 506 млн.
Подробно возможное распределение средств мы отобразили на рисунке 7 и в отдельной таблице:
КОГДА ДОРОГИ СТАНУТ ХОРОШИМИ?
Чтобы понять, насколько далеки мы от реального обновления дорожной инфраструктуры, давайте рассмотрим пример Днепропетровской области.
Всего на дороги здесь выделяют 440 млн грн, из которых на латочный ремонт и уборку пыли и снега уходит 310 млн грн. То есть 70% средств израсходовано, когда область ещё даже не приступила к строительству дорог.
При этом на ремонт трассы Днепр — Никополь выделено всего 40 млн грн, а на ремонт трассы Днепр — Кривой рог — 70 млн грн.
Для сравнения: на полную замену покрытия на трассе Днепр — Кривой Рог сейчас требуется около 5 млрд.грн. При таком темпе капитальный ремонт этого направления займёт 70 лет.
В Днепропетровской области всего около 3000 км дорог государственного значения, на которые выделяется выделяют 440 млн грн. Для сравнения: в той же Ивано-Франковской области дорог государственного значения в три раза меньше, но денег выделяется значительно больше — 549 млн грн.. По такой логике получается, что стоимость содержания 1 км дорог в Ивано-Франковской области в 3-4 раза выше?
Мы примерно подсчитали, сколько в Украине можно построить дорог в год при среднем годовом бюджете примерно в 25 млрд грн:
1) 217 км полностью новых дорог. Стоимость километра дороги, согласно тендерной документации, составляет на сегодня около 115 млн грн за 1 км.
2) 833 км, если менять только первые 2 слоя асфальта. В таком случае километр обходится примерно в 30 млн грн.
3) 1500-2500 км, если менять только верхний слой.
С учетом того, что в Украине – более 44000 км дорог государственного значения, из которых 14 000 км — это дороги международного значения, то за имеющиеся деньги и при идеальных условиях приведение дорог в порядок займёт от 50 до 100 лет.
КТО ВИНОВАТ?
Важно понимать, что за дороги у нас отвечает Кабинет министров во главе с Владимиром Гройсманом и министерство инфраструктуры во главе с Владимиром Омеляном.
При этом правительство заявляет, что за год они отремонтировали 3800 км (1500) дорог. На наш взгляд, это лукавство, так как в реальности хороший ремонт с гарантией на 5-10 лет просто невозможно сделать за эти деньги. По нашим подсчетам, за 2018 год Агентство смогло качественно отремонтировать от 500 до 1000 км дорог. Не более.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Мы не претендуем на истину в последней инстанции и не являемся экспертами в дорожном строительстве. Однако на основании огромного массива изученных цифр и тендеров у нас в голове сложились некоторые рекомендации, которыми хотим поделиться.
– Прозрачный алгоритм распределение финансирования по областям на содержание дорог по единой формуле точно пошел бы на пользу отрасли. В этом случае каждая область наперёд знала бы, на что может рассчитывать в будущем году, и была бы застрахована от смены политических течений. Дороги не должны зависеть от того, “винницкие” при власти или “криворожские”.
– Без привлечения больших кредитов (например, от ЕБРР) на капитальный ремонт дорог при нынешнем финансировании отрасли достичь заметного результата практически невозможно. При этом гарантия на сделанные дороги должна составлять не менее 10 лет, а распределение средств бюджета — быть прозрачным. Прозрачность и эффективность станет дополнительным стимулом для мировых финансовых институций поддерживать нашу инфраструктуру.
– Экспертизу качества дорог есть смысл отдать на аутсорс в руки европейских компаний. В таком случае инвесторы будут уверены в эффективности вложения средств и их скором возврате, а также смогут оперативно корректировать объёмы вливаний в украинскую инфраструктуру в зависимости от результатов экспертиз. Это требует правок в законодательство.
***
Ця публікація була створена за фінансової підтримки Європейського Союзу. За зміст публікації відповідальність несе ГО «Платформа Громадський Контроль». Зміст публікації не є відображенням офіційної позиції Європейського Союзу.