Как дела с прозрачными закупками в городах Днепропетровской и Запорожской областей?
Мы проанализировали ситуацию с закупками через Prozorro в городах Днепропетровской и Запорожской области за 2017 год.
В наше исследование вошли 13 самых крупных городов этих регионов с населением выше 40 000.
Если в больших городах на закупки тратится примерно 50% городского бюджета, то в малых — около 20-25%. Речь идет како о закупках города, так и подчиненных ему коммунальных предприятий.
Если городские власти декларируют курс на экономический рост, то это всегда легко проверить, глядя на прозрачность и открытость для бизнеса городских закупок.
Все закупки делятся на такие группы:
– допороговые — на суммы до 200 тыс.грн. на товары и услуги, и до 1,5 млн. грн. на работы;
– надпороговые — превышающие пороговые значения из предыдущего пункта
Надпороговые закупки должны проводиться через систему Prozorro – это определено Законом Украины о публичных закупках.
В больших городах на них приходится до 80% всех закупок, в малых городах — в среднем 45%.
Для примера, в Днепре в 2017 году таких закупок прошло на 4,8 млрд. грн, а в Запорожье — на 2,4 млрд. грн.
(Более детальную статистику по городам можно посмотреть тут)
Но объявить торги — это только начало.
На многие тендеры – из-за специфических условий или низкой квалификации тендерных комитетов – не приходят участники. В этом случае торги считаются несостоявшимися.
Мы составили рейтинг городов по проценту открытых торгов, которые состоялись.
В аутсайдерах тут Павлоград и Запорожье (детали тут).
Но стоит учитывать, что достаточно большой объем денег в закупках уходит на допороговые закупки.
Городские власти сами решают, как их проводить — через открытые электронные аукционы или нет.
При этому, если у городских властей есть воля проводить допороговые закупки через процедуру открытых торгов, то экономия для бюджета колеблется от 10 до 15% от общей суммы закупок, а это – ощутимая сумма.
К примеру, в городах Энергодар или Бердянск сумма неконкурентных закупок в год – порядка 80 млн. грн.
Если бы города они проводили эти закупки по конкурентных процедурам, бюджет каждого города сэкономил бы по 8 млн.грн.
Этого хватило бы, чтобы поставить 50 детских площадок или, например, отремонтировать школу.
Подобная ситуация и в других городах – процент конкурентных допороговых закупок значительно ниже 50%.
Самая плохая ситуация в Бердянске, Энергодаре, Каменском (бывш. Днепродзержинск) и Мелитополе — тут процент конкурентных закупок и вовсе меньше 10%, а в некоторых городах близок к нулю.
Детальнее информацию по этому показателю можно посмотреть тут
По нашему мнению, для изменения ситуации в закупках городов необходимо:
– На законодательном уровне принять решение о снижении суммы, начиная от которой все закупки в обязательном порядке проходят через ProZorro.
В размерах страны это даст дополнительные 7 млрд. грн в год
– Повысить уровень квалификации всех тендерных комитетов.
– Поменять руководство Госаудитслужбы (ГАСУ) и заново запустить работу этого органа. За неправомерную дискриминацию участников и двойные стандарты, которые практикуют многие чиновники в процессе закупок, нужно реально наказывать!
******
Данная публикация была подготовлена при поддержке Европейского Союзы и Центра демократии и верховенства права (проект «Усиление коалиции РПР») в рамках выполнения проекта «Контроль реформы государственных закупок в Днепропетровской и Запорожской областях», который внедряется ОО «Платформа Громадський Контроль».