Ми на зв’язку

Вокзальные страсти

Вокзальные страсти

Серьезным скандалом обернулась еще не начавшаяся реконструкция Вокзальной площади в Днепре из-за внезапной отмены архитектурного конкурса. Команда ГромКонтроля решила восстановить всю хронологию событий и разобраться, нужен ли все-таки конкурс и был ли он объявлен.

Разговоры о несоответствии облика и функционала Вокзальной площади, современным требованиям идут уже давно. Вокзальный комплекс не знал реконструкции уже больше 60 лет и банально не справляется со своими задачами – комфортного и удобного узла для путешественников и «ворот города». Капитальный ремонт вокзала, который в спешке проводили в 2003 к запуску столичного экспресса совершенно не затронул привокзальную инфраструктуру.

Мэру Днепра Борису Филатову благодаря децентрализации достался огромный бюджет (11 миллиардов в 2017 г. против 2,7 миллиарда в 2012 г.) – отличная возможность для инвестиций в инфраструктуру. Сразу после своего избрания Филатов пригласил городских активистов на чаепитие, где декларировал идеи открытости и желания наладить диалог.

А буквально через месяц, в конце января 2016 г., городские активисты уже смогли инициировать совместное совещание с профильным замом мэра Михаилом Лысенко, который пообещал провести открытый конкурс проектов на внешний облик привокзальной площади. В совещание принял участие и глава патрульной полиции Владимир Богонис, который отметил, что уже есть план действий по «расчистке» вокзального комплекса от незаконной торговли. Буквально через день начался рейд против уличной торговли на улице Привокзальной, а еще через пару недель начинается демонтаж первых киосков непосредственно на Вокзальной площади.

Но что-то пошло не так. 20 февраля 2016 Лысенко внезапно публикует эскизы из проекта реконструкции площади, хотя Закон Украины “Про архітектурну діяльність” и постановление Кабинета Министров “Про затвердження Порядку проведення архітектурних та містобудівних конкурсів” четко регламентируют порядок действий в таких случаях: реконструкция только через архитектурный конкурс, программа и условия которого должны быть согласованы с местной организацией союза архитекторов.

Опубликованный проект подвергается жесткой критике со стороны архитектурного сообщества, так как, по мнению экспертов:

– он не решает инфраструктурные проблемы транспортного узла;
– в нем не учтены потребности маломобильных групп населения;
– расстояние, которое придется проходить людям с тяжелым багажом до остановок общественного транспорта, увеличивается и так далее.

Более того, на опубликованный Лысенко проект из бюджета потрачено около 2 000 000 гривен.

 Уже через месяц группа активистов Dnipro SmartCity публикует альтернативный проект, который получает положительные отзывы от профильного заммэра Михаила Лысенко: 

“Достаточно грамотно и интересно в проекте решена проблема дорожной развязки, то есть пешеходная, велосипедная, трамвайные линии и автомобильная часть”, – отметил Михаил Лысенко. – Хорошо проработана система комфорта. В любом случае при окончательном проектировании все эти пожелания и предложения будут учтены”.

Кроме того, активисты настаивают на том, что должен быть проведен открытый архитектурный конкурс. В результате активисты добиваются встречи с мэром и секретарем городского совета, где презентуют свои проекты и общую визию по развитию инфраструктуры. Мэр обещает поддержку во внедрении, а один из членов группы, архитектор и урбанист Юрий Лозовенко, становится советником мера по инфраструктуре.

Довольно быстро отношения между мэром и советником начинают портиться на почве многострадального проекта по реконструкции Вокзальной. В результате 17 октября 2016 г. всё тот же Михаил Лысенко снова публикует уже раскритикованный активистами эскизный проект, который открыто критикуют не только активисты, но и главный архитектор города Дмитрий Волик.

Понимая, что реконструкция Вокзальной площади — это решение не на год и даже не на 10 лет, активисты запускают электронную петицию о проведении архитектурного конкурса, которая собирает необходимое количество подписей (900+). Но депутаты Михаил Лысенко, Артем Павлов и Максим Кучугура, будучи членами бюджетной комиссии, срывают выделение финансирования для конкурса.

Из-за неутихающего скандала 27 декабря 2016г. мэр собирает еще одно открытое совещание, приглашая на него активистов. На совещании таки принимается решение о проведении конкурса, в разработке техзадания к которому должны принимать участие активисты и архитектурное сообщество города. На этом же совещании мэр забирает у Юрия Лозовенко статус советника.

После этого совещания ничего не происходит целых 5 (!) месяцев. И лишь 29 мая 2017 г. появляется распоряжение мэра о конкурсе, в котором требуется до 01.07 разработать и утвердить программу, условия и состав жюри конкурса, а также опубликовать информацию о проведении конкурса в СМИ.

И вдруг, так и не дождавшись публикации правил конкурса, Филатов 1 июля в свойственной ему резкой манере возмущается, что на конкурс никто не подался, и город возвращается к первоначальному проекту.

Абсурдности ситуации добавляет то, что 3 июля, то есть через 2 дня после публикации Филатова, на сайте городского совета задним числом (ведь на самих документах стоит дата 31.05) таки публикуются условия конкурса и объявление (в скрытой заметке на страничке департамента) о самом конкурсе, с конечной датой подачи проектов – до 01.07, без указания формата, в котором принимаются проекты. Именно эту заметку на сайте горсовета власти официально признали «публикацией в СМИ», что следует из ответа на наш запрос. Именно из этой заметки архитекторы и жители города должны были узнать о конкурсе (прямое нарушение ст. 6 Закона Украины “Про архітектурну діяльність”).

Получается, что 1 июля мэр возмутился, что никто не подал работы на архитектурный конкурс, условия которого были опубликованы лишь… 2 дня спустя (!)

Напомним, что Статья 6 Закона Украины “Про архітектурну діяльність” прямо обязывает городские власти проводить открытый конкурс на разработку проектов, подобных реконструкции Вокзальной площади, а процедура четко прописана в Постановлении Кабинета министров Украины №2137 от 25.11.1999 г.

Мы связались с областной организацией Союза архитекторов Украины в Днепре и выяснили, что никакого запроса на согласование программы и условий конкурсов от городских властей к ним не поступало, хотя именно этого требует закон и постановление.

А публикация информации задним числом имеет признаки правонарушения, описанного в ст. 366 Уголовного кодекса Украины “Служебный подлог”, причем, если на основании таких документов таки начнется реконструкция площади, то подлог этот может привести к “тяжким последствиям”, что описано в ч. 2 этой же статьи (от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности до трех лет).

Команда ГромКонтроля составила и в ближайшее время подаст соответствующий иск против городских властей Днепра, в котором будет требовать проведения законного, открытого и честного архитектурного конкурса на реконструкцию Вокзальной площади.

ПОДІЛИТИСЯ