Как “химичат” на закупках в Управлении ЖКХ Павлограда?
По итогам 2016 года благодаря использованию системы ProZorro для закупок товаров, услуг и работ Павлоград смог сэкономить 6,05 млн грн.
Тем не менее, чиновники города регулярно пробуют отменить закупки через в ProZorro на допороговых суммах (до 200 000 грн). А руководство Управления ЖКХ Павлограда заявляет, что ProZorro “помешала своевременно проводить текущие и капитальные ремонты и найти до конца года подрядчиков на миллионные контракты”.
В частности, начальник управления ЖКХ и строительства Н. А. Куш сообщил на декабрьской сессии Павлоградского горсовета, что неосвоенными остались около 60% из выделенных бюджетных средств.
Мы решили перепроверить эту информацию с помощью модуля аналитики bi.prozorro.org.
Оказалось, что во 2-м полугодии 2016 года Управление ЖКХиС объявило 112 торгов, из которых не состоялись 10.
При этом анализ ряда закупок показал, что чиновники еще и отпугивали бизнес от участия в торгах.
Но даже некоторые из завершенных Управлением ЖКХиС Павлограда торгов вызывают вопросы. Чиновники грешат тем, что ищут поставщиков без оглашения конкурса и в обход системы, самостоятельно подписывают договора с “правильными” поставщиками. Нарушая решение горсовета сессии Павлограда. ()
Рассмотрим несколько закупок Управления ЖКХ города.
В сентябре проведены торги по спилу сухостоя. Выиграла компания, которая запросила за эти услуги 114 тыс грн. Хотя плановая сумма на эту закупку была 199 000 грн.
После проведения торгов заказчик… меняет условия. И – предлагает победителю спилить больше деревьев. От чего фирма-победитель отказывается. И тогда заказчик без торгов в ProZorro заключает… прямой договор с прежним подрядчиком – на сумму 198 тыс. грн.
Вот несколько цифр. Когда торги проходили через ProZorro – стоимость спила 1 куб.м древесины была 3312 грн. Когда был прямой договор с “надежным” старым подрядчиком, стоимость спила 1 куб.м увеличилась на 63,5% – до 5415 грн. Расчеты можно увидеть тут. Прямая переплата только на этой закупке – около 80 000 грн.
И это – не единственный случай.
В июне прошлого года Управление ЖКХиС провело одновременно 3 закупки на капитальный ремонт крыш на общую сумму более 1,7 млн грн.
Ссылки на торги: https://goo.gl/lyd0Mo; https://goo.gl/86fqYk; https://goo.gl/fi0b3g.
Несмотря на явно завышенные требования чиновников к пакету документов, на торги пришли по 7-8 участников, которые предложили значительные скидки от первоначальной цены. Тем не менее, Управление ЖКХиС дисквалифицировало все компании. Кроме одного подрядчика. Который, как и остальные, не смог предоставить полный перечень документов.
Налицо – двойные стандарты и явно завышенная стоимость работ. Ведь “правильный” подрядчик по сумме трех торгов оценил свои услуги на 632 тыс грн выше (!), чем другие участники с наиболее полным пакетом документов.
Для полного представления о ситуации мы сравнили закупки Управления ЖКХ Павлограда с закупками Управления ЖКХ Мариуполя.
В Мариуполе за 2-е полугодие 2016 г. провели 858 торгов на общую сумму 94 млн грн. В то время в Павлограде подчиненные Н. А.Куша провели 112 закупок на сумму 35,59 млн грн. То есть в Павлограде провели почти в 8 раз меньше закупок!
Наверно, проблема здесь не в ProZorro, а в нежелании коммунальщиков Павлограда эффективно использовать систему прозрачных закупок.
Еще несколько фактов и цифр, которые иллюстрируют пользу и экономию, которую приносит городскому бюджету Павлограда использование Prozorro:
– Закупка антисептиков – экономия 28 000 грн – 59%
– Закупка вакцины – экономия 55 485 грн – 59%
– Закупка медицинского кислорода – экономия 32444 грн – 56%
– Закупка сосисок – жкономия 228 тыс. грн – 28,5%
Обращаемся к депутатам Павлоградского городского совета с настоятельным предложением обратить внимание на компетентность Куша Н.А. и вызвать руководителя Управления ЖКХиС с отчетом на ближайшую сессию. А городского голову просим вынести выговор чиновнику за нерациональное расходование бюджетных средств.
Всякий раз, когда слышим жалобы чиновников на несовершенство системы ProZorro, на длительность процедур, на безответственных заказчиков, это означает лишь одно: система прозрачных закупок создает неудобства в организации “схем”. А главное – в свете перемен в стране нужна воля, чтобы работать по прозрачным правилам.