Почти каждый год транспортное лобби начинает рассказывать, что нужно срочно поднимать стоимость проезда, иначе в городе наступит транспортный коллапс.
Давайте разберемся во всех нюансах.
1) Для поднятия стоимости проезда перевозчики передают свои расчеты тарифа в Департамент транспорта и транспортной инфраструктуры Днепровского городского совета, после чего департамент должен проверить эти расчеты. В нашем случае за это отвечает заместитель директора департамента – начальник управления транспорта Лещенко А.Н.
Сейчас перевозчики подали расчеты на повышение тарифов, в которых всячески завышают свои расходы и уменьшают свои доходы.
Мы просмотрели часть расчетов и обратили внимание на следующие моменты:
а) Согласно расчетам предприятия ООО “Автотранссервис”, в среднем за одну поездку на больших автобусах (Лоцман) №121 проезжает 20 человек, а по маршруту №120 – 14 человек (жители “Победы” оценят). Также на 120-м маршруте, по расчетам перевозчика, за год сократилось число пассажиров на 30 000 – с 131874 в 2017 году до 101412 в 2018 году (ссылка 1; ссылка 2; ссылка 3)
б) Амортизация автомобилей MB Sprinter на маршрутах №51 и №56, которые обслуживает АТП 11205, составляет 5,6 тыс. грн. При этом расходы на обслуживание – от 13 до 17 тыс. грн (при средних расходах на техническое обслуживание аналогичных машин по другим предприятиям от 1,2 до 3 тыс. грн: ссылка 1 и ссылка 2
в) Согласно расчетам компании Зигфрид М, по маршруту №141 ездят Спринтеры с 5-ю колесами (https://bit.ly/2RTqWFs). Можно вспомнить детскую загадку о машине с пятью колёсами, одно из которых не крутится. Но, согласно расчётам, все колёса используются постоянно…
г) Не обходится и без откровенного мошенничества: так, согласно расчетам предприятия ООО “Автотранссервис”, расход топлива по маршруту №66 у Спринтера составляет 36,6 л на 100 км (https://bit.ly/2MInlEA), при реальном 11-13,5 л на 100 км. Неудивительно, что с таким расходом топлива расчётный тариф вышел значительно больше 10 грн
д) Административные расходы и расходы на фонд оплаты труда административного персонала на автопредприятиях Игрек и Автотранссервис делили не на все машины автопредприятий, а на конкретный маршрут. Как следствие – завышение в 5-10 раз (ссылка 1, ссылка 2)
И подобных несоответствий – огромное количество по каждому из проверенных нами маршрутов.
Вывод напрашивается лишь один: управление транспорта департамента транспорта и транспортной инфраструктуры либо не проверяет расчёты, которые подают перевозчики, либо делает это халатно, больше доверяя словам перевозчиков, чем цифрам.
Информацию по части маршрутов, которые мы считали, можно посмотреть тут
2) Второй шаг, который необходимо сделать при повышении цены на проезд – вывесить на общественное обсуждение анализ регуляторного влияния (АРВ).
В опубликованном АРВ одной из основных причин поднятия тарифа названо повышение стоимости дизельного топлива. В документе фигурирует цена дизельного топлива в размере 31 грн за литр. При этом сейчас на заправках цена ДТ – около 28 грн., а при оптовой продаже – и вовсе 27 грн.
С учетом того, что документы опубликовали 22 января, цена топлива – явно неактуальная.
Среднюю стоимость топлива на рынке в конкретный день можно увидеть, например, тут
Согласно статистике видно, что в день публикации АРВ стоимость топлива находилась на том же уровне, что и год назад – во время прошлого повышения тарифа.
Департамент в данном документе допустил много неточностей и не оперировал фактами.
Сам документ, подготовленный департаментом, тут.
3) Третья, проблема которая не решается годами – в Днепре отсутствует современная транспортная сеть.
Для построения сети, оптимальной с точки зрения удобства пассажиров и расходов на её содержание, необходимо провести замер пассажиропотока, чтобы было понятно, сколько людей ездит из точки А в точку Б. И так – по всему городу.
Также эти расчеты можно использовать для проверки расчетов перевозчиков при поднятии тарифов.
Городские власти, к сожалению, так и не смогли сделать объективные замеры. Последний подобный документ был принят осенью 2018 года, но сам документ был основан на данных 2009-2011 гг. и вызывает большие вопросы.
4) Один из важнейших аспектов в ценообразовании – устаревшие автобусы и “Спринтеры” на дорогах города. Прекращение обновлений автобусов во многом связано с отсутствием конкурсов на маршруты. На 50% маршрутов перевозчики ездят без действующих договоров. Фактически департамент транспорта единолично решает, кому где ездить – без каких-либо законных прозрачных процедур.
Пока у перевозчиков не будет 5-летних договоров, вероятность того, что они будут вкладывать деньги в приобретение автобусов и обновление автопарка, критически мала. К сожалению, городская власть продолжает замалчивать этот вопрос. В нарушение законодательства с 2015 года в г.Днепр не проводятся конкурсы.
Что нужно сделать и что мы предлагаем:
1) На ряде маршрутов возможно и стоит пересмотреть стоимость проезда. Но однозначно – не на всех маршрутах города
Потому мы призываем всех небезразличных жителей Днепра в рамках прохождения процедуры повышения тарифов написать письмо в департамент. В письме просить не повышать тарифы на проезд на ваших маршрутах, а также запросить у департамента расчет стоимости перевозки по вашему маршруту.
Пример анкеты тут. Чистый бланк тут
Отправлять письма с анкетой необходимо на два почтовых ящика: admintrans@dniprorada.gov.ua и vrp@dmr.dp.ua.
Согласно законодательству, повысить тариф смогут только после того, как ответят на все подобные письма.
Поэтому чем больше будет писем, тем больше будет времени на общественное обсуждение тарифообразования.
2) Обратиться к своему депутату (найти депутата, закрепленного за вашим округом, можно тут: http://deputy.ci.org.ua/dnipro) и спросить, проверял ли он расчеты на проезд на маршрутах, которые вам интересны, и может ли он предоставить информацию о развитии транспортной сети города, а также узнать, когда будет конкурс на перевозки и обновление подвижного состава
Фейсбук-страницы депутатов можно найти тут
***
Эта публикация была создана при финансовой поддержке Европейского Союза. За содержание публикации ответственность несет ГО «Платформа Громадський Контроль». Содержание публикации не является отражением официальной позиции Европейского Союза.