Многим жителям надоел убитый, скрипящий общественный транспорт. При этом почти никто и никогда не несет ответственности ни за какие нарушения. Ведь схемы выстраивались годами и никому не выгодно их разрушать.
Наткнувшись на стену непонимания в городском совете Днепропетровска, мы решили сфокусировать свои усилия на Областной Государственной Администрации (ОГА) и попробовать разорвать круговую поруку в областном общественном транспорте. Команда губернатора оказалась максимально открытой к преобразованиям, поэтому за короткое время совместными усилиями нам удалось:
1) Вывести все перемещение подвижного состава(автобусов) в режим онлайн (http://goo.gl/dU0D3E);
2) Информация, полученная в результате внедрения п.1, позволила не только дать гражданам удобный инструмент, но и помочь Управлению инфраструктуры выстроить систему ежедневного реального отчета о нарушениях по большинству показателей (превышение скорости, не прохождение ТО, невыполнение графика движения/планового задания). По результатам данного отчета уже начались реальные наказания – запущен процесс разрыва договоров с недобросовестными перевозчиками;
3) Разработать и ввести новый типовой договор с перевозчиками, в котором предусмотрены механизмы наказаний за невыполнение договорных условий;
4) Запустить трансляции всех этапов конкурса на распределение маршрутов в режиме онлайн, что выводит процесс определения победителей в публичную плоскость и значительно снижает коррупционные риски;
5) Провести 2 конкурса на маршруты и запустить третий. Первый же открытый конкурс показал реальный уровень подготовки к нему со стороны перевозчиков – ни один из 10 кандидатов не был допущен к участию в конкурсе из-за подачи неполного пакета документов. Второй конкурс прошёл более результативно – были определены победители на 7 из 10 маршрутов. С дистанции сошли лишь трое претендентов из десяти, подавшие для участия в конкурсе переоборудованный транспорт или документы, содержащие недостоверную информацию;
На всё это ушло немногим больше полугода. Политическая воля команды Резниченко , совместная работа волонтёров команды Громадського Контроля и работников управления инфраструктуры, ясные и чёткие месседжи перевозчикам о необходимости улучшать сервис – вот всё, что потребовалось. Уже в ближайшие полгода можно будет ощутить улучшение не только в графике движения, но и в качестве предоставляемого сервиса в автобусах на областных маршрутах.
В самом же городе Днепропетровске ситуация значительно хуже.
1) За последние полгода был проведён всего один конкурс по маршрутам, да и тот максимально пытались сорвать при помощи купленных судебных решений. Причём о проведении конкурса в онлайн режиме тогда никто не хотел даже слышать. Временные договоры, которые департамент мог подписывать всего лишь один раз, уже давно закончились и на каких основаниях теперь обслуживается более 30 городских маршрутов – отдельный вопрос, но новый конкурс объявлять никто не спешит. Как и наказывать перевозчиков, выставивших фактически не тот подвижной состав, с которым они выигрывали конкурс.
2) Несмотря на то, что уже более трёх лет на городских автобусах стоят GPS-датчики и отчёты по нарушениям приходят ежедневно, ни один перевозчик ещё не был реально наказан за нарушения. Отчёты просто игнорируются Департаментом транспорта.
А ведь у департамента есть целое коммунальное предприятие “Днепргортранс”, главный функционал которого состоит именно в контроле за качеством услуг в сфере пассажирских перевозок. Это КП уже давно целиком и полностью превратилось в коррупционное болото, умеющее лишь собирать мзду с водителей маршруток.
Но кое-чего за последние полгода добиться все же удалось благодаря постоянному давлению со стороны активистов Громадського Контроля: мы прошли сложный бюрократический путь, подали на рассмотрение департамента и ряда депутатов новый типовой договор и в апреле 2016 года смогли продавить решение исполкома о включении в план деятельности по подготовке проектов регуляторных актов изменений в типовой договор с перевозчиками (https://goo.gl/LtQjuZ). Но сам проект договора по неизвестной причине до сих пор не опубликован на сайте, что делает невозможным его использование на ближайших конкурсах по транспорту. А ведь он должен ещё пройти полную процедуру регуляторного акта – общественные слушания, внесение в него правок и т.д., что займёт ещё около двух месяцев. Из этого можно сделать лишь один вывод – руководство департамента не хочет иметь действенный механизм наказания перевозчиков за нарушения.
На текущий момент в связи с изменениями структуры горсовета департамент транспорта и связи находится в стадии ликвидации. Уже к концу мая будет создан новый департамент (Департамент транспорта и экологии) с новым руководством и, надеемся, с новым подходом к транспортной сфере. Очень надеемся, что новое руководство всё же будет более открытым в вопросах наведения порядка в транспортной сфере и сможет эффективно использовать уже имеющийся опыт ОГА. Главное – наличие политической воли.
P.S. За реальные преобразования в транспортной сфере спасибо команде ОГА ( Юрий Голик, Пруцаков Владимир, Юрченко Владимир , @Немога Геннадий, Робота Станислав, Коломиецев Александр)