Фактчекинг, или игры вокруг ProZorro
На 32-ю сессию городского совета Днепра выносился проект решения об отмене использования ProZorro на допороговых закупках.
Допороговые закупки – это закупки на суммы до 200 000 гривен на товары и услуги и до 1,5 млн. грн на работы.
Немного предыстории. Вообще говоря, закон не обязывает органы власти использовать электронные торги для маленьких (допороговых) сумм. Но местные советы вправе сами определять величину порога. И чем ниже этот порог, тем выше желание местной власти показать свою прозрачность в закупках.
Так, в 2015 году в Днепре было принято решение об использовании электронных аукционов в ProZorro для всех закупок городского совета. В 2016 году приняли новое решение №30/9, которым установили порог — от 3000 грн. При этом в решении 30/9, в отличие от решения 2015 года, появился обширный список исключений, то есть случаев, когда закупки можно проводить без процедуры, в срочном порядке.
Так как во время попытки снова поднять порог до 200 000 гривен в сессионном зале было много манипуляций, вплоть до опасности Prozorro для здоровья и жизни горожан, мы считаем своим долгом расставить все точки над “і” и предоставляем список уже действующих исключений.
Итак, без использования процедуры в системе Prozorro на текущий момент можно проводить следующие закупки:
– При любых аварийных случаях закупать можно без ProZorro. Необходимо лишь опубликовать подписанный договор уже после закупки.
– Оперативные закупки можно проводить без ProZorro, для этого надо получить согласие профильного заместителя мэра. Сейчас этот пункт немного изменили, теперь разрешение нужно получать у руководителя управления аудита и контроля, что еще проще.
– По настоянию депутатов без ProZorro проходили закупки по программе поручений избирателей (так называемые “депутатские” деньги). К слову, именно этот пункт, согласно решения, внесенного мэром на прошедшем заседании, был исключен. Теперь и депутатские деньги нужно прогонять через систему.
– После неудачных торгов 3 раза подряд появляется возможность не использовать ProZorro, а заключить прямой договор (пункт 4.14 действующего решения). Но в течении 3-х дней необходимо опубликовать отчет о закупке и сам договор.
Полный список исключений можно посмотреть в пункте 2.3 решения действвующего решения городского совета Днепра по ссылке: https://1drv.ms/b/s!AogS_Yo6UwyvhEsQij4Ms2T4lsco
Манипуляции с периодом закупок
На сессии зам.мэра Лысенко озвучивал сроки допороговых закупок в 30-45 дней и, если закупка не состоялась, то снова необходим тот же срок.
Это манипуляция. Согласно положению об использовании ProZorro в Днепровском городском совете, все сроки четко регламентированы.
Для понимания: произошла закупка в ProZorro или нет, нам важны два периода — это период уточнений и период подачи предложений.
Согласно пункту 4.6, период уточнения длится минимум 3 рабочих дня и максимум 7 рабочих дней, а по пункту 4.7 период подачи предложений – минимум 2 рабочих дня и максимум 7 рабочих дней. Получается, что максимально быстро можно провести закупку за 5-6 рабочих дней, а самое долгое – это 14-15 рабочих дней, но никак не 30-45, как утверждает Михаил Лысенко.
Скорее всего, зам/мэра просто не разобрался в вопросе или его ввели в заблуждение его подчиненные.
Манипуляции с порогом закупок
Ряд депутатов рассказывали, что только в Днепровском городском совете закупки проходят через ProZorro от 3000 грн, а во всех других городах такого нет.
Это неправда. Наш городской совет не является уникальным, от 3000 грн проводят свои закупки в Киеве (КГГА), Мариупольский и Никопольский городские советы, Днепропетровская ОГА, порог в Донецкой ОГА – от 10 000, в Винницком, Львовском, Запорожском, Павлоградском городском совете и Львовской ОГА и многих других ОГА порог – от 20 000 до 50 000 грн.
Что бы произошло, если бы городской совет принял решение об отмене использования ProZorro на допороговых закупках?
– Увеличились бы траты городского бюджета. За 2016-2018 гг. экономия на допороговых закупках за счет использования ProZorro составила 144 млн грн (63 млн грн за 2017 год)
– Никто не смог бы видеть ни договоров, которые заключаются, ни предмета закупок, ни спецификаций к закупке с перечнем, что покупается или какие работы выполняются.
– Малый и средний бизнес не смог бы участвовать в закупках. Единственный вариант — это приходить в кабинет к чиновнику и договариваться, чтобы с его фирмой заключили договор, ведь открытых объявлений о закупках не стало бы.
На сессии за отмену ProZorro на допороговых закупках высказались:
– Михаил Лысенко – заместитель мэра, фракция “Укроп”
– Геннадий Глядчишин – глава фракции “Укроп”
– Владимир Панченко – автор проекта решения, депутат от фракции “Укроп”
– Евгения Дитятковская – депутат фракции “Укроп”
Перед голосованием мэр Днепра Борис Филатов призвал депутатов не голосовать за решение об отмене использования ProZorro на допороговых закупках
В результате решение не прошло, но 11 депутатов всё же проголосовали за отмену ProZorro для допорогов. Вот их имена:
– 5 депутатов от фракции “За життя”: Никитин С.М., Гликман М.Н., Постольник Н.И., Сергеев В.В., Степанян Е.А..
– 4 депутата от группы “Наш край”: Григорук О.Р., Губерт В.П., Демидова Н.М., Пустовой С.В..
– депутат Панченко В.Г. от фракции “Укроп”
– депутат Икол В.Г.,внефракционный
Вместо того, чтобы разобраться в действующем решении и, возможно, его несколько доработать, эти 11 депутатов предлагают его просто отменить, лишив город десятков миллионов экономии.
Поименное голосование депутатов можно посмотреть тут
P.S.Городским властям Днепра надо в первую очередь повышать квалификацию закупщиков из тендерных комитетов и на деле начать наказывать нарушителей, а не упрощать жизнь потенциальным коррупционерам. За последний год горсовет днепра не наказал ни одного нарушителя.
***
Эта публикация была создана при финансовой поддержке Европейского Союза.
За содержание публикации ответственность несет ГО «Платформа Громадський Контроль».
Содержание публикации не является отражением официальной позиции Европейского Союза.