Ми на зв’язку

Аудитслужба: не замечай нарушений и получай за это почти 10 млн грн премии!

Аудитслужба: не замечай нарушений и получай за это почти 10 млн грн премии!

или кривой аудит криворожских закупок

Одним из самых неоднозначных городов Украины по коррупции и одиозности руководства является Кривой Рог. Мы решили посмотреть, как там проходят закупки.

Мы просмотрели более 2300 закупок на общую сумму 1,053 млрд грн. и нашли многочисленные нарушения. В частности, по конкретным организаторам торгов, о которых пойдет речь дальше, наша команда выявила 367 закупок с нарушениями на общую сумму 94 569 726,8 грн * (см. таблицу).

Большинство нарушений в Кривом Роге стандартные:

– Отсутствие правильного планирования (нарушение ст. 4 Закона “О публичных закупках”).

– Умышленный уход от конкурентной процедуры, разбиение закупки на части (нарушение п. 7 ст. 2 Закона).

– Неправомерная квалификация победителя либо неправомерная дисквалификация участника: некоторые документы чиновники “не видят”, а у “нужных” фирм документов нет, но все считают, что они есть.

Самые грубые нарушения, стандартно – у районных отделов образования и строительства. Разберем на примерах:

– Когда мы сообщили аудиторам, что в Терновском отделе образования идет умышленное разбиение закупок на допороговые суммы и происходит уход от процедуры открытых торгов, они ответили, что у них нет механизмов обнаружения нарушений, следовательно, нарушений нет.

– Подобная ситуация – и с закупками КП “Автобаза №1” – предприятия, которое создано городским советом Кривого Рога. Несмотря на наше обращение, Аудиторская служба (ДАСУ) считает (приводя в качестве аргумена ответ КП), что КП… не является заказчиком в понимании Закона о публичных закупках. Аудиторов совершенно не смущает факт, что, согласно закону, заказчиками должны являться все структуры, которые создают городские советы. Как следствие, аудиторская служба решила проигнорировать все нарушения данного КП.

– Еще один ответ на факты нарушений: Восточный офис Госаудитслужбы пишет, что “питання дотримання законодавства під час проведення таких закупівель орган державного фінансового контролю перевірить під час проведення чергового планового заходу державного фінансового контролю у замовника”. Когда это будет – аудиторы не сообщают. Отметим, что с момента выявления нарушения, согласно КУпАП, дается всего 3 месяца на привлечение к ответственности. То есть реальность наказания минимальна. И это похоже на явный саботаж.

Выходит, недостаточно просто найти нарушения и указать на них аудиторам. Нужно еще и добиться включения нарушителя в план проверок или через суд заставить аудиторов проверить такого заказчика.

В каждом обращении ГромКонтроль просил ДАСУ включить организацию, в закупках которой есть нарушения, в план проверок на 1-й квартал 2018 года. Однако ДАСУ неизменно сообщает, что для этого “нет оснований”. Никого из нарушителей Кривого Рога, несмотря на наши обращения, в план проверок так и не включили. При этом четкие критерии, по которым ДАСУ сформировал план проверок на 1-й квартал, так и не смогли предоставить.

Ответы на обращения ГромКонтроля по нарушениям в закупках Кривого Рога готовили специалисты из соответствующих отделов ДАСУ: “Ходирєва Л. М.”, “Хитренко Л.В.” и “Шеремет В.В”. Мы решили уточнить у Аудитслужбы, получали ли эти сотрудники премии и в каком размере? Согласно ответам ДАСУ, в декабре размер премий этих сотрудников оказался выше их зарплаты. Получается, что сотрудники, которые не заметили нарушения в закупках на общую сумму более 94,5 млн грн, получили неплохие премии

В разрезе всего 2017-го года оказалось, что коллектив Восточного офиса ДАСУ получил премий почти на 10 миллионов гривен (9 млн. 762 тыс. 280 грн. 80 коп).

Что, по мнению команды ГромКонтроля, нужно сделать Госаудитслужбе, чтобы не просто заниматься отписками, а действительно контролировать рациональное использование публичных средств:

– Создать публичные и понятные KPI (ключевые показатели эффективности) сотрудников ДАСУ, и на основе достижения KPI выплачивать премии (а не исходя из лояльности к руководству, как водится).

– Сформировать публично доступный рейтинг и показатели, по которым тот или иной заказчик (госорган) попадает в план проверки.

– Провести обязательное повышение квалификации сотрудников ДАСУ.

******
Для наглядности мы собрали факты по приведенным выше нарушениям, обращения ГромКонтроля и ответы ДАСУ в единую табличку

А здесь – картинка с табличкой

******
Данная публикация была подготовлена при поддержке Европейского Союза и Центра демократии и верховенства права (проект «Усиление коалиции РПР») в рамках выполнения проекта «Контроль реформы государственных закупок в Днепропетровской и Запорожской областях», который внедряется ОО «Платформа Громадський Контроль».

 
ПОДІЛИТИСЯ