Децентрализация в цифрах: как города распоряжаются своими бюджетами на примере Донецкой и Луганской области.
Каждый год на восстановление городов в Донецкой и Луганской областях государство выделяет миллиарды гривен. В частности, во многих населенных пунктах местные бюджеты значительно увеличились.
Цифры настолько велики, что нам стало интересно, как распоряжаются местные власти деньгами, которые у них есть. И, как показала статистика, большинство из городов не спешит тратить средства прозрачно.
Мы сравнили объемы закупок за 1-й квартал 2017 г. и 2018 г.
Также сравнивали допороговые (до 200 000 грн для товаров и услуг и до 1 500 000 грн. для работ) закупки от 50 000 гривен, и при этом убрали все коммунальные траты
Инфографика 1
Как видим, бюджеты в среднего размера городах выросли, соответственно и тратить они стали больше.
Но если посмотреть, как распределяются эти деньги, то можно увидеть другую картину.
В частности, если проанализировать, какие закупки шли по конкурентным процедурам (с электронным аукционом), а какие по неконкурентным (без аукциона), то станет видна обратная динамика. Процент конкурентных закупок снизился. Почти во всех городах их процент уменьшился на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2017-го года.
Стоит отметить, что очень низкий процент конкурентных закупок уже второй год наблюдается в Северодонецке, Покровске, Лисичанске и Рубежном. Это видно на втором рисунке.
На третьем графике можно увидеть, сколько миллионов в первом квартале прошло через конкурентные закупки, а сколько – через неконкурентные.
Стоит отметить, что благодаря первому варианту обычно экономится около 10%, и это явно помогает местному бюджету и бизнесу. Поэтому нежелание местных властей проводить допороговые закупки по конкурентным процедурам вызывает недоумение.
Всего одно решение про обязательные электронные аукционы для допороговых закупок — и в таких городах, как Краматорск и Северодонецк прибавится по 3-4 миллиона гривен в бюджете за квартал. А в год эта цифра могла бы составить около 12 миллионов.
Сухие цифры – это аргументы, с которыми сложно спорить. Благодаря им мы видим нежелание местных властей в некоторых городах переходить на торги в ProZorro, в том числе и для небольших допороговых закупок, а это говорит об их незаинтересованности экономить бюджетные средства. Мы призываем активных горожан обратить внимание мэров и депутатов на эту аналитику в своих городах и настаивать на внедрении электронных аукционов для допороговых закупок.